empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок
Архитекторам
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Производство тротуарной плитки и бетонных блоков
Заказать звонок
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

25.02.2020

Сравнительно недавно появившаяся на рынке России тротуарная плитка без фаски стала активно использоваться архитекторами, проектировщиками и коммерческими застройщиками в качестве более функционального элемента благоустройства. Этой популярности дополнительно способствовала введенная в действие в 2017 году Федеральная целевая программа «Комфортная городская среда», в которой особое место занимают требования по удобству передвижения маломобильных групп населения.


Фаска – это скошенный под различным углом или радиусом край лицевой поверхности тротуарной плитки. Основное назначение фаски – увеличить плотность бетона по периметру изделия, тем самым снизить риск скалывания граней и углов при производстве, транспортировке, монтаже и эксплуатации, а также придать декоративную выразительность покрытию.

Рис.1 Виды фаски
 плитка с фаской.jpg плитка с радиальной фаской.jpg   плитка без фаски.jpg
 Плитка с фаской Плитка с радиальной фаской  Плитка без фаски 

Изначально бесфасочные плиты изготавливались исключительно из натурального гранитного камня, имеющего высокую прочность и изотропоность структуры по средней плотности. Сравнительно быстро при активной маркетинговой поддержке камень из природных материалов стал замещаться «инновационным» продуктом — тротуарной плиткой из бетона (искусственный камень) без фаски, который сегодня занимает ведущие позиции в номенклатуре многих заводов-производителей.

Действительно, до недавнего времени на рынке России практически вся тротуарная плитка имела ярко-выраженную фаску размером 6х4 мм (с незначительными вариациями). А это, в свою очередь, приводит к образованию большого количества визуально очерченных стыков между элементами мощения.

Рис.2: Стыки между элементами мощения:

Стыки.jpg

Учитывая, что подавляющее большинство выпускаемой в России плитки имеет небольшой размер (самый распространенный тип – "кирпичик" или "брусчатка" 100х200 мм), то количество таких стыков огромно – всего лишь на 10 погонных метров приходится 50 стыков вдоль или 100 поперек (в зависимости от варианта раскладки). Этот факт, несомненно, вызывает неудобства для пешеходов с детскими колясками, для катания на роликах и прочих колесных средствах передвижения и, несомненно, отрицательно оценивается женщинами, которые регулярно носят обувь на высоких каблуках.

Декоративные качества покрытия из плитки с глубокой фаской также снижены – общественные пространства и площади, разбитые множественными фасочными швами на множество линий, теряют свою целостность и эстетическую завершенность. Кроме того, в зоне фасок скапливается грязь, которую даже при надлежащей механизированной уборке крайне трудно удалить. А если плитка при этом светлая, то забитые грязью швы (фаски) делают ее неопрятной. 

В Европе уже несколько десятилетий тому назад сформировалась тенденция уменьшения фаски на брусчатке или, в некоторых особых случаях, вовсе избавление от нее.

В России в этом плане сформировалось иное мнение – любая фаска – зло; единственно верное решение – это бесфасочная плитка.

Рассмотрим бесфасочную тротуарную плитку с различных сторон в условиях реалий российского рынка.


Производственная база


В отличие от европейских сырьевые материалы в нашей стране являются крайне неоднородными и имеют существенные колебания по фракционному составу, содержанию пылевидных и глинистых частиц. При производстве тротуарного камня добиться качественного уплотнения лицевого слоя с оформленными углами и гранями в этом случае достаточно сложно. Как следствие, достичь ровный угол 90 градусов на перпендикулярных плоскостях не представляется возможным. Имеет место незначительное осыпание кромок и выпадение более крупных зерен мелкого заполнителя.


А как у них? Для сравнения – в Европе инертные материалы фракционированные, мытые, имеют идеальную кубовидную форму и прекрасно укладываются в плотную упаковку при прессовании и вибрации.

Рис.3: Песок фракционированный РФ (слева) и Германия (справа)

песок рф.jpg песок германия.jpg

Учитывая технологические особенности монтажа и эксплуатации тротуарной бесфасочной плитки, зарубежные изготовители пресс-форм дополнительно применяют следующие технические решения:
  • обрамление (защитная «рубашка») нижней части углов изделия для их защиты от скалывания при транспортировке и монтаже камня;
  • специальное центрирующее устройство нажимных пластин пуансона в ячейках формы для снижения риска преждевременного износа формы и скалывания углов стальных металлических нажимных пластин, а также обеспечения равномерного руста по периметру;
  • микрофаска на нажимной пластине пуансона и соответственно, на изделии.

Рис.4: Защитная «рубашка» нижней части формы

защита краев на плитке.png сечение плитки.jpg

Немаловажным аспектом является и тот факт, что срок эксплуатации изнашиваемых элементов пресс-форм для производства бесфасочной плитки примерно в 1,5-2 раза меньше, чем плит с фаской по причине более интенсивного износа металла в местах наибольшего трения. Это приводит к дополнительным затратам производителей по ремонту формооснастки, закупке дополнительных запасных частей или преждевременной замене пресс-формы целиком. Свои расходы на содержание парка пресс-форм бесфасочных плит производитель косвенно перекладывает на конечного потребителя, что, безусловно, приводит к удорожанию стоимости тротуарной плитки. В среднем, затраты пресс-формы в одном кв. м тротуарного камня составляют примерно 0,25 евро/м2. 

Особенности работ по мощению


Тротуарный камень, изготовленный методом вибропрессования, имеет согласно ГОСТ 17608-2017 регламентированный допуск по высоте (толщине) ±4 мм. Разброс показателя высоты изделия встречается, к сожалению, практически у каждого производителя плитки. Это является объективной технологической особенностью. Для получения ровного покрытия требуются дополнительные усилия по осадке плитки в одну плоскость, что особенно трудно удается при мощении на ж/б плиту. В результате на уложенном покрытии фрагментарно возникают перепады, сколы по выступающим из общей плоскости мощения углам и граням плит, оголение бетона, что особенно ярко выражено в случае укладки бесфасочных плит/камней.
Но это еще полбеды!

Даже если у производителя в работе абсолютно новая пресс-форма и реальный допуск по высоте камня минимизирован, то возникает самая сложная задача для исполнителя работ – подготовить идеально ровное, выверенное в плоскости основание под мощение с оптимально подобранным и утрамбованным материалом подстилающего слоя без «щербинок», гравия и иных так называемых концентраторов напряжения. Это работа является очень трудоемкой и затратной, принимая во внимание отсутствие на рынке в достаточном количестве требуемых сырьевых материалов приемлемого уровня качества.


Рис.5: Примеры мощения общественного пространства бесфасочной плиткой.

бесфасочная плитка.jpg бесфасочная плитка2.jpg

При укладке плитки и ударе киянкой по торцевым граням изделия велика вероятность скола углов тротуарного камня. Углы с микрофаской менее подвержены разрушению при механическом воздействии. На них более равномерно распределяется нагрузка. У бесфасочной плитки угол один – 90 градусов, т.е. риск окалывания граней намного выше. Таким образом, покрытие сдается в эксплуатацию либо уже с поврежденными гранями, либо с надколотыми, которые проявляют себя сразу же после начала интенсивной эксплуатации. Особенно ярко этот дефект проявляется при механизированной очистке тротуарного покрытия в зимний период – скалывание выступающих граней и углов плит скребком отвала дорожной спецтехники.

Следует отметить, что при укладке крупноформатных плит рекомендуется использовать в работе так называемые вакуумные захваты для подъема и перемещения изделий. А это, в свою очередь, требует дополнительных финансовых затрат на оборудование, высокой культуры производства работ и соответствующей квалификации исполнителей. В противном случае, мы получаем травмоопасное покрытие с прогибами и торчащими углами, вовсе небезопасное для движения пешеходов и тем более, маломобильных групп населения.


Рис.6: Пример вакуумных захватов для укладки крупноформатных плит


вакуумный съемник.jpg

А что говорит статистика? Наши выводы подкрепляются статистикой продаж бесфасочных форм, а именно – согласно статистическим данным, за последние 3 года производителями тротуарной плитки в России были закуплены от общего числа менее 1% пресс-форм для плит/камней мощения БЕЗ фаски, а количество форм с микрофаской уверенно растет из года в год и в 2019 году составило более 20% всех проданных форм. При этом продажи пресс-форм для плит/камней БЕЗ фаски на европейском рынке, наоборот, максимизированы по причине высокого качества сырьевых материалов для производства и мощения, разнообразию специализированного вспомогательного оборудования и высокой квалификации исполнителей.

Реальная эксплуатация


Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 № 84-рп был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы. В списке нормативных документов в СП 59.13330.2016. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» п.5.1.11 указано, что «покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается». Иных требований относительно геометрии плитки не отмечено.

К маломобильным группам населения относятся инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т.п. Ширина колеса детской или инвалидной коляски, самоката, дорожной сумки составляет, как правило, не менее 15 мм, что существенно больше ширины шва тротуарного покрытия, даже с учетом фаски.


Рис.7: Примеры размеров ширины колесного транспорта пешеходов и МГН.

коляски.jpg

Помимо ширины самого межплиточного шва существенное влияние на безшовность покрытия оказывают, в том числе, материалы-заполнители шовного пространства. Требования к материалу швов указаны в РМД 32-18-2016 «Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки». Регулярный уход за швами, своевременное их заполнение обеспечивают устойчивость и ровность уложенного покрытия.

Несомненно, бесфасочная тротуарная плитка позволяет обеспечить более комфортное перемещение пешеходов и их колесного транспорта. Однако, реалии отечественного рынка мощения не в полной мере отвечают мировым тенденциям в сфере благоустройства. Идеальным решением для российского рынка сегодня является тротуарная плитка с микрофаской.

Рис.8: Тротуарная плитка без фаски (слева) и с микрофаской (справа)

плитка без фаски.jpgплитка с микрофаской.jpg

А в чем разница? Тротуарная плитка с микрофаской практически не уступает по всем параметрам бесфасочной плитке, не отличима при визуальном восприятии, не чувствуется при движении пешеходов. При этом требует меньших затрат на производство, транспортировку и укладку и более долговечна в эксплуатации.

Рис.10: Тротуарная плитка с микрофаской

плитка с микрофаской.jpg

Принимая во внимание карту грунтов Северо-Западного региона, а именно: сезонную пучинистость, подверженность к размыванию и деформациям во влажном состоянии, текучесть, велика вероятность просадки покрытия из мелкоштучных элементов мощения. Бесфасочная плитка скалывается по углам в течение первого года эксплуатации, плитка с микрофаской не получает столь серьезных повреждений и сохраняет общую целостность полотна мощения.

Следует отметить, что российские потребители тротуарной плитки ошибочно трактуют термин “бесфасочная” плитка по причине того, что некоторые производители камня называют свой продукт “бесфасочным”, вводя покупателя в заблуждение, по факту выпуская камень с микрофаской. Происходит так называемая подмена понятий. 

Кроме того, существует ошибочное мнение, согласно которому исключительно тротуарная плитка без фаски образует при укладке абсолютно бесшовное покрытие. Однако, стоит упомянуть, что бесшовным оно быть не может по причине наличия швов и так называемых распорных кулачков (выступах на торцевых поверхностях изделия), формирующих ширину самого шва. Такие выступы предусмотрены конструктивно на любом типе плитки – с фаской и без нее. 

Рис.9: Распорный кулачок на торцевой поверхности тротуарной плитки

торцы

Согласно требованиям свода правил “Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий” (проект) п.6.3.10.1, расчетная ширина шва составляет:

Таблица: Контролируемые параметры при устройстве покрытий из камней/плит мощения
 Ширина шва Допустимые значения, мм 
 камни мощения толщиной до 12 см   3…5 
 камни мощения толщиной от 12 см  5…8 
 плиты мощения толщиной до 12 см  3…5 
 плиты мощения толщиной более 12 см   5…10


Вот таким образом работает маркетинг продвижения бесшовного мощения.

Обобщая все выше сказанное, подчеркнем, что, наиболее привлекательным решением для российского рынка благоустройства является тротуарный камень с микрофаской, что позволяет, лишь незначительно изменив внешний вид плит, получить следующие преимущества:

  • сократить вероятность образования уступов и перепадов при мощении, сохраняя при этом целостность и практически бесшовность покрытия.

  • снизить риск образования сколов по углам плитки при производстве, транспортировке, монтаже и эксплуатации.

  • увеличить срок службы пресс-форм без потери качества изделий и удорожания производства.

  • обеспечить удобство перемещения пешеходов, маломобильных групп при соблюдении требований по комфортной городской среде и повышения качества среды проживания жителей.


Авторский коллектив:
Елена Маслова, директор по развитию завода «ЦЕМСИС»
Алексей Бармин, технический директор завода «ЦЕМСИС»
Иван Жигайло, генеральный директор ООО «ФормВерк Рус»

Назад к списку